Кафедра менеджмента и образовательных технологий
Кафедра менеджмента и образовательных технологий является ведущим подразделением факультета по общенаучной подготовке слушателей и работает со всеми категориями педагогов, проходящих курсы повышения квалификации. Подразделение повышает квалификацию руководителей образовательных организаций, заместителей директоров по учебно-методической и воспитательной работе, дошкольных и школьных психологов, социальных педагогов и психологов специальных коррекционных образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования.
Кафедра была создана 30 марта 2015 г. путём слияния кафедр управления образованием, педагогики и психологии и воспитательных проблем образования.
Основной целью деятельности кафедры управления образованием было повышение качества подготовки руководителей учреждений общего и дополнительного образования детей, специалистов муниципальных органов управления образованием в условиях модернизации системы регионального образования.
Кафедра педагогики и психологии занималась проблемами обобщения и внедрения современных личностно ориентированных технологий обучения в практику работы образовательных учреждений города и области, социального развития личности в образовательных системах; разработкой теоретико-методологических основ профильного обучения; организацией социально-педагогической деятельности с семьей; комплексным обеспечением профессиональной карьеры педагогов и психологов.
Кафедра воспитательных проблем образования была создана для того, чтобы помогать педагогу в становлении его позиции как воспитателя, разрабатывать новые концепции, современные технологии и методики воспитания и дополнительного образования, оказывать помощь школам, учреждениям дополнительного образования, учреждениям летнего отдыха и оздоровления детей в организации воспитания и поисковой работы в сфере социального воспитания.
Заведующая кафедрой:
Лукьянова Маргарита Ивановна – доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой менеджмента и образовательных технологий, начальник отдела акмеологии образования ОГБУ «Центр ОСИ», академик РАЕ, Почетный работник системы высшего профессионального образования.
Сфера научных интересов: развитие психолого-педагогической компетентности учителя; профессиональный менталитет педагога; психолого-педагогическое обеспечение здоровьесберегающей профессиональной деятельности учителей; комплексное обеспечение профессиональной карьеры педагога.
Состав кафедры:
Поляков Сергей Данилович – доктор педагогических наук, профессор.
Сфера научных интересов: психология воспитания, психология обучения, педагогика воспитания, педагогическая и социальная инноватика.
Основина Валентина Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента и образовательных технологий.
Сфера научных интересов: системы мониторинга качества образования в образовательной организации, система внутреннего аудита в образовательном учреждении.
Галацкова Ирина Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента и образовательных технологий.
Сфера научных интересов: психолого-педагогическое обеспечение различных вариативных образовательных маршрутов учащихся; научно-методическое обеспечение условий формирования личностно образовательных результатов учащихся; повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в работе с одаренными детьми; развитие субъектности учащихся.
Кузнецова Надежда Ильинична – кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента и образовательных технологий.
Сфера научных интересов: проблемы формирования экономической компетентности субъектов образовательного процесса; педагогика воспитательных отношений, педагогические технологии в учебном процессе.
Петренко Елена Леонтьевна – кандидат педагогических наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования РФ.
Сфера научных интересов: педагогика социального воспитания, воспитательная деятельность классного руководителя, организация внеурочной деятельности в образовательной организации в контексте ФГОС, социально-педагогическая деятельность в детском оздоровительном лагере.
Костева Ирина Алексеевна – старший преподаватель.
Сфера научных интересов: формы детских образовательных объединений в учреждении дополнительного образования детей, Образовательно-методический комплекс в дополнительном образовании детей.
Кривцова Наталья Сергеевна – старший преподаватель, аспирант УлГПУ (4 год обучения).
Сфера научных интересов: психология воспитания, педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников, подготовка педагогов к участию в профессиональных конкурсах, социально-педагогическая деятельность в детском оздоровительном лагере.
Данилов Сергей Вячеславович – кандидат психологических наук, доцент, директор центра образовательных перспектив и инноваций, доцент кафедры менеджмента и образовательных технологий.
Сфера научных интересов: педагогическая психология; психология человека; политическая психология; психология управления.
Зарубина Валентина Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель РФ.
Сфера научных интересов: управление образовательным процессом; управление методической работой в регионе; проектирование образовательной программы образовательной организации.
Рябова Марина Анатольевна – кандидат экономических наук, доцент.
Сфера научных интересов: государственная политика РФ в сфере образования; нормативно-правовое, финансовое и программно-методическое обеспечение деятельности образовательных организаций в современных условиях.
Барбитова Анна Дмитриевна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и образовательных технологий, главный специалист отдела инновационных процессов в образовании ОГБУ «Центр ОСИ», профессор РАЕ.
Сфера научных интересов: психолого-педагогическое сопровождение детей с аутизмом; здоровьесберегающие технологии в образовании; интуиция в педагогической деятельности; инклюзивное образование; этика и психология семейной жизни.
Шустова Любовь Порфирьевна – кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела перспективных исследований и проектов, доцент кафедры менеджмента и образовательных технологий, профессор РАЕ.
Сфера научных интересов: гендерный подход в педагогике и психологии; проблемы формирования толерантности в образовательной среде; проблемы воспитания ребенка в замещающей семье.
Володина Татьяна Викторовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры менеджмента и образовательных технологий, специалист по учебно-методической работе отдела перспективных исследований и проектов.
Сфера научных интересов: профессионально-личностное развитие педагогов и психологов; профилактика эмоционального выгорания педагогов и психологов в образовательных учреждениях; мониторинг качества образования в системе ДПО; развитие профессионально-личностных ресурсов педагога как фактор преодоления профессиональных трудностей и рисков.
Талипова Людмила Васильевна – специалист по учебно-методической работе, Заслуженный учитель РФ.
Сфера научных интересов: нормативно-правовое обеспечение деятельности образовательных организаций.
Рябова |
Кривцова |
костева |
Володина |
Сотрудники кафедры являются научными руководителями и консультантами в школах, осуществляющих поисково-исследовательскую и экспериментальную работу.
Кафедра занимается проблемами обобщения и внедрения современных личностно ориентированных технологий обучения в практику работы образовательных организаций города и области, социального развития личности в образовательных системах; разработкой теоретико-методологических основ профильного обучения; организацией социально-педагогической деятельности с семьей; комплексным обеспечением профессиональной карьеры педагогов и психологов.
Издательская деятельность кафедры представлена монографиями, учебно-методическими и методическими пособиями, методическими рекомендациями для работников системы образования, сборниками научных статей и научно-методических материалов. Научные статьи сотрудников кафедры в различное время публиковались в известных российских журналах «Педагогика», «Народное образование», «Учитель», «Методист», «Психологическая наука и образование», «Инновации в образовании», «Фундаментальные исследования», «Современные проблемы науки и образования» и др.
Кафедра осуществляет научное сотрудничество с Российской Академией Естествознания, с институтом педагогики и психологии Казанского (Приволжского) федерального университета, с Военно-техническим университетом Министерства обороны Российской Федерации (кафедра гражданского и уголовного права и процессов, г. Москва).
Дополнительные профессиональные программы, реализуемые кафедрой
менеджмента и образовательных технологий
- Нормативно-правовое и методическое обеспечение деятельности образовательной организации в условиях модернизации системы дополнительного образования в сфере культуры и искусства (для руководителей ОО).
- Обновление содержания и технологий обучения в условиях введения ФГОС НОО и ООО (для руководителей, заместителей руководителей ОО).
- Инновационный менеджмент в управлении образовательной организацией: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование» (для руководителей, заместителей руководителей ОО).
- Управление инновационными процессами в ОО в условиях введения ФГОС ООО» (для руководителей, заместителей руководителей ОО).
- Проектирование нормативно-правового обеспечения деятельности ОО в соответствии с Законом об образовании РФ, Законом об образовании в Ульяновской области, ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»» (для руководителей ОО).
- Управление процессом введения ФГОС ООО (для руководителей, заместителей руководителей ОО).
- Проектирование в ОО системы внутренней оценки качества образования в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» ФГОС НОО и ООО» (для руководителей ОО).
- Развитие профессиональной компетентности психологов средних общеобразовательных организаций в условиях внедрения ФГОС (для педагогов – психологов ОО).
- Психологизация педагогического процесса в ДОО (для педагогов – психологов ДОО).
- Управление современным воспитательным процессом в условиях реализации национальной инициативы «Наша новая школа» и ФГОС второго поколения» (для заместителей директоров по ВР).
- Воспитание и внеурочная деятельность в условиях ФГОС второго поколения» (для учителей, заместителей директоров по ВР, классных руководителей, методистов).
- Обеспечение социальной успешности ребенка в различных воспитательных организациях» (для организаторов детских и молодежных объединений, старших вожатых, заместителей директоров по ВР).
- Воспитательная работа с проблемными учащимися классами, семьями» (педагоги-психологи, социальных педагогов, классные руководители, воспитатели).
- Дополнительное образование детей» (для педагогов дополнительного образования, методистов УДОД).
- Организация деятельности учреждение отдыха и оздоровления детей.
- Создание в школе внутренней системы оценки качества образования (для педагогических работников).
- Проблемно-ориентированный анализ состояния воспитания в образовательных организациях.
Сборники научных трудов, изданные кафедрой:
- Развитие рефлексии субъектов образования: материалы XIII Международной научно-практической конференции «Психолого-педагогические ресурсы развития современного урока в достижении нового качества образования» 13-15 октября 2009 г., г. Ульяновск / под ред. А.Д. Барбитовой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2009.
- Профессиональная рефлексия педагога как условие развития рефлексивно-оценочных способностей учащихся [Текст]: материалы IV международной заочной научно-практической конференции 11 ноября 2010 г./ под ред. А.Д. Барбитовой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. – 248 с. – ISBN 978-5-7432-0683-4.
- Профессиональная рефлексия педагога как фактор инновационного развития образования: сборник научно-методических трудов: материалы V международной научно-практической конференции, 3 ноября 2011 г. /под общ. ред. М.И Лукьяновой, А.Д. Барбитовой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2011. – 256 с.
- Ценности современного образования [Текст]: международный сборник научных трудов / под. общ. ред. М.И. Лукьяновой, Е.А. Лодатко. – Черкассы – Ульяновск: ОГБОУ ДПО УИПКПРО, 2012. – 392 с.
- Аксиологический подход в образовании: теория и практика [Текст] : международный сборник научных трудов / под общ. ред. М.И. Лукьяновой, Е.А. Лодатко. – Черкассы – Ульяновск : ОГБОУ ДПО УИПКПРО, 2013. – 504 с.
- Моделирование образовательной среды на основе аксиологического подхода [Текст] : международный сборник научных трудов. В 2 ч. / под общ. ред. М.И. Лукьяновой, Е.А. Лодатко. – Черкассы – Ульяновск : ОГБОУ ДПО УИПКПРО, 2014. – 408 с.
Монографии и пособия:
- Шустова, Л.П. Гендерные исследования в образовании: учебно-методическое пособие [Текст] Ульяновск: УИПКПРО, 2011. – 156 с.
- Лукьянова, М.И. Формирование учебной деятельности школьников: проектирование и анализ современного урока [Текст]: учебно-методическое пособие / М.И. Лукьянова. – Ульяновск: ОГБОУ ДПО УИПКРО, 2012, 2013, 2015.
- Лукьянова, М.И., Суродина, О.В. Развитие человековедческой компетентности педагога [Текст]: учебно-методическое пособие Ульяновск : УИПКПРО, 2014. – 168 с. – ISBN 978-5-7432-0745-9.
- Данилов, С. В. Политическая социализация школьника [Текст] : монография / С. В. Данилов. – Ульяновск: УИПКПРО, 2012. – 188 с. – 300 экз. – ISBN 978-5-7432-0726-8.
- Данилов, С.В. Образовательные инновации в регионе : история, современное состояние, содержание [Текст] : монография / С.В. Данилов, В.Н. Вершинин. – Ульяновск: УИПКПРО, 2015. – 208 с. – 300 экз. – ISBN 978-5-7432-0752-7.
- Шустова, Л.П. Поликультурный подход в учреждениях дополнительного образования [Текст] Методическое пособие. Под общ. ред. Л.П. Шустовой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2015. – 156 с.
- Поляков, С.Д. Модель диагностики результатов школьного воспитания [Текст]: методическое пособие / С.Д. Поляков, Е.Л. Петренко. – Ульяновск: УИПКПРО, 2011. – 27 с.
- Петренко, Е.Л. Воспитательная деятельность классного руководителя [Текст]: учебное пособие / Е.Л. Петренко, М.В. Антонова, Т.А. Коннова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013. - 40 с.
- Основина, В.А. Создание в ОУ системы мониторинга качества образования в условиях введения государственных стандартов общего образования нового поколения [Текст] : учебно-методическое пособие / В.А. Основина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013. – 100 с.
- Основина, В.А. Создание в образовательной организации системы мониторинга качества образования в условиях введения государственных стандартов общего образования нового поколения [Текст]: учебно-методическое пособие /В.А. Основина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2014. – 88 с.
- Основина, В.А. Содержание и методика проведения самообследования образовательной организацией [Текст]: учебно-методическое пособие / В.А. Основина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2014. – 88 с.
- Основина, В.А., Талипова, Л.В., Рябова, М.А. Нормативно-правовое, финансовое и программно-методическое обеспечение деятельности малокомплектной, малочисленной сельской школы в современных условиях Текст] : методическое пособие / В.А. Основина, Л.В. Талипова, М.А. Рябова,-Ульяновск: УИПКПРО, 2014. – 76 с.
- Основина, В.А., Рябова, М.А. Проектирование внутришкольного управления в современных условиях [Текст]: методическое пособие / В.А. Основина, М.А. Рябова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2014. – 73 с.
- Костева, И.А. Формы детских образовательных объединений в учреждении дополнительного образования детей / учебно-методическое пособие. Костева И.А. Ульяновск: УИПКПРО, 2013. – 19 с.
- Костева, И.А. Образовательно-методический комплекс в дополнительном образовании детей: методическое пособие / Багаутдинова, Д.Ш., Кондикова Т.В, Костева, И.А. – Ульяновск: ОГБОУ ДОД ОДДТ, 2014.– 18 с.
- Костева, И.А. Образовательно-методический комплекс как средство обеспечения образовательного процесса в образовательной организации дополнительного образования детей: учебно-методическое пособие/ Багаутдинова, Д.Ш., Кондикова Т.В, Костева, И.А.– Ульяновск: УИПКПРО, 2015.– 37 с.
- . Володина, Т.В. Личностные ресурсы педагогов по преодолению трудных жизненных ситуаций: диагностика и развитие [Текст] :учебно-методическое пособие / Т.В. Володина, Н.В. Калинина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013. – 144 с. – ISBN 978-5-7432-0737-4.
- Володина, Т.В. Жизнестойкость как ресурс преодоления трудных жизненных ситуаций [Текст]: монография / Т.В. Володина, Ю.Н. Дмитриева, Н.В. Калинина. – Ульяновск: ОГБОУ ДПО УИПКПРО, 2011. – 202 с. – ISBN 978-5-7432-0713-8